Шляпа Которую Носил Паниковский

На одной из центральных киевских улиц есть странный памятник пожилому мужчине. Странный он по нескольким причинам. Перед нами человек с тростью и в старомодной шляпе канотье, уверенно идущий вперед, но при этом отворачивающий голову в сторону. Он носит очки, видимо, много читает, значит – человек образованный и интеллигентный. Но при всем этом из нагрудного кармана пиджака торчит столовая ложка!
Паниковский – «человек без паспорта». И памятник тоже.
Простой турист или торопливый горожанин никак не может узнать кто это – ни подписи на памятнике, ни отдельной таблички нигде нет. Остается лишь догадываться, куда подевались «документы» бронзовой скульптуры. Если наш любопытный прохожий не знаком с популярными фильмами советской эпохи, киевляне обязательно ему подскажут, что в сквере на Прорезной навечно застыл «человек без паспорта», профессиональный слепой, большой ценитель гусей и сподвижник самого Остапа Бендера – Михаил Самуэлевич Паниковский.
1998 год: Паниковский и Киев отныне вместе!
31 мая в небольшом скверике на улице Прорезной, чуть выше места, описанного в романе «Золотой теленок» И.Ильфа и Е.Петрова, где промышлял профессиональный слепой – Паниковский, был открыт памятник этому персонажу.
Над созданием скульптуры работали киевские мастера Владимир Щур, Виталий Сивко и Владимир Скульский, чьи фамилии можно найти на бронзовой манжете памятника.
Место работы и прообраз Паниковского
Герой романа, несомненно, был подарком советских юмористов всем киевлянам, которые неоднократно радушно принимали у себя знаменитый писательский тандем. Кто же был прообразом Михаила Паниковского остается непостижимой тайной. Говорят, им мог быть одноногий Шпулька. Нищий с таким прозвищем «работал» на углу Прорезной и Владимирской. За четверть века он сколотил состояние и купил доходный дом в центре Киева.
А вот Паниковскому повезло меньше. Хоть он и находился под покровительством городового Семена Небабы (впоследствии – музыкального критика), но революция смела и прежние порядки, и прибыльное место на углу Крещатика и Прорезной. Теперь вытаскивать у прохожих часы и бумажники было невозможно. Паниковский стал бывшим слепым.
Сегодня о его профессии напоминает сама поза скульптуры – рука тянется к чужому жилету, а взор направлен в сторону. Быть может, пока он уводит «брегет» очередного зеваки, с языка срывается возглас «Какая фемина!». Оно и верно – киевлянки самые красивые!